ВОЗМОЖНОСТИ ФАРМАКОТЕРАПИИ ПРИ НЕАДЕКВАТНОМ ПОВЕДЕНИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СОБАК
Чуваев И. В., канд. биол. наук, директор БНПЦ "ЧИН"
БНПЦ "ЧИН"
Проблемы поведения собак и их содержания в последнее время стали привлекать к себе все больше внимания. Кроме всех положительных аспектов общения с животным, собака представляет собой также и фактор повышенного риска для окружающих, а иногда и для самого владельца.
Ошибки воспитания, воздействие стрессорных факторов, использование в разведении животных без проверки рабочих качеств и поведения приводит к тому, что значительно возрастает количество собак с различными отклонениями в психике и соответственно в поведении. Кроме того, нередко прослеживается взаимосвязь между заболеваниями, перенесенными в щенячьем возрасте, и различными отклонениями в психике у взрослых животных. Наиболее часто встречающиеся формы неадекватного поведения можно охарактеризовать как чрезмерная и необоснованная агрессия по отношению к человеку или животным, чрезмерная возбудимость, граничащая нередко с истерией, патологическая трусость [10], заторможенность и излишняя пассивность в поведенческих реакциях, а также ряд других проявлений.
Кроме того, что подобного рода отклонения сводят на нет рабочую ценность собаки, эти животные являются еще и источником повышенной опасности для владельцев и окружающих.
На наш взгляд, ключом для решения подобного рода проблем является тесное взаимодействие ветеринарных специалистов и специалистов по поведению животных (дрессировщиков), и связано это с тем, что вопросы поведения животных нередко выходят за рамки воспитания и должны переходить в компетенцию врача, что и послужило причиной открытия в БНПЦ "ЧИН" лаборатории изучения и фармакологической коррекции поведения животных.
Известно, что различные патологические состояния могут сильно изменять эмоциональную сферу животного и таким образом влиять на процесс обучения [8], другой причиной неадекватного поведения и сложностей при дрессировке могут служить чисто генетические аспекты [6]. В итоге порядка 20 % городских собак имеют те или иные отклонения в психике и соответственно в поведении [9]. В связи с этим фармакологический подход к коррекции поведения собак может представлять интерес как в области фундаментальных исследований физиологии животных, так и в практическом аспекте управления собакой.
По нашим данным и данным литературы известно, что воздействие на животное различными препаратами центрального действия может в значительной степени влиять на тип поведения и процессы обучения [4, 5, 7]. Воздействие при этом может быть как на эмоциональную сферу животного, так и на когнитивные (познавательные) механизмы.
Под наблюдением находилось пять собак различных пород в возрасте от 6 мес. до 1,5 лет. Для данной группы была характерна патологически выраженная пассивно-оборонительная реакция (панический страх перед посторонними людьми, дефекация при резком окрике, вокализация при отходе владельца, панический страх перед транспортными средствами и т.д.). Попытки коррекции поведения методами воспитания и дрессировки проводились владельцами самостоятельно, а также под руководством инструкторов по дрессуре и не привели к желаемым результатам.
Проанализировав причинно-следственные связи такого поведения животных, мы предложили несколько схем лечения и в течение четырех месяцев отслеживали данную группу животных. Нами были использованы седативные средства (натрия бромид по 0,5 г 3-4 р. в день), транквилизаторы (медазепам по 20 мг 2-3 р. в день), нейролептики (хлорпротиксена гидро-хлорид по 15 мг 2-3 р. в день, тиоридазина гидрохлорид по 10-30 мг 2 раза в день), а также комбинации этих препаратов. Схему лечения подбирали индивидуально в зависимости от собранного анамнеза, психологических характеристик животного и превалирующих поведенческих реакций. Курс лечения составлял 3-4 недели.
Наши наблюдения в период лечения и после него позволили выявить следующее.
Исходя из проведенных исследований можно сделать вывод, что использование фармакотерапии для коррекции неадекватного поведения животных представляется не только целесообразным, но зачастую и крайне необходимым компонентом социализации городских собак.
Приведя животное в эмоцио-нально уравновешенное состояние, мы резко снижаем степень воздействия на него фактора отрицательных эмоций, которые в значительной степени влияют на адекватность поведения, угнетают исследовательскую реакцию, тормозят процессы обучения [1]. После (или в конце) подобной психофармакологической подготовки можно переходить к следующему этапу, т. е. непосредственно к процессу обучения, выработке условных рефлексов, дрессировке. Учитывая, что процессы обучения связаны с интенсификацией синтеза белка и РНК [3], с индукцией экспрессии генов раннего действия [6], а также с интенсификацией других метаболических и энергетических процессов в тканях головного мозга, тактика фармакологического воздействия была направлена именно на стимуляцию указанных процессов. В данном случае нами были использованы ноотропы (пирацетам, пиридиол и др.), адреноблокаторы (ницерголин), обладающие способностью повышать метаболическую активность мозга, синтез нуклеиновых кислот и протеинов, активность аденилатциклазы, энергетический статус [2].
При стимуляции процессов обучения и дрессировки с использованием данных групп препаратов нами также учитывалась зависимость между стадией процесса обучения и использованием препаратов, активизирующих те или иные метаболические процессы в ЦНС. Этот момент крайне важен, так как помимо воздействия на когнитивные механизмы, необходимо еще и закрепление выработанного навыка, т.е. оптимизация мнестических функций мозга.
Анализ собственных исследований и данных литературы позволили нам сделать ряд выводов и обобщений.
Summary
A group of 5 dogs with pathologic passive-defendant reaction was subjected to pharmacological correction for 3-4 weeks. Positive results were achieved on all dogs of the group and remained stable for 15-18 days after end of therapy. Later symptoms partly recurred though were far less manifested than before treatment.
Литература