Журнал помещал достаточно большое количество материалов, по-священных развитию патогенетического мышления врачей-клиницистов. Тем не менее, хотелось бы более внимательно-го рассмотрения конкретных ситуаций, когда, базируясь на понимании проис-ходящих в организме процессов, врач приходит к нетривиальным решениям. В качестве примера предлагаю рассмот-реть один из случаев лечения эпилепсии
Эпилепсия (epilepsia - припадок, morbus sacer - священная болезнь) забо-левание характеризуется как хрониче-ское полиэтиологическое заболевание головного мозга, которое проявляется судорожными, безсудорожными и сме-шанными припадками, а также эмоцио-нальными и психопатологическими рас-стройствами [1].
Заболеваемость эпилепсией сре-ди canis familjaris существенно высока и несомненно, каждый ветеринарный врач сталкивался с ним в своей практике.
Известно, что клиническая клас-сификация предусматривает разделение заболевания на две формы - собственно эпилепсию (или первичную) и симпто-матическую (или вторичную) эпилеп-сию. В основе генеза первичной эпи-лепсии лежат как экзогенные факторы (перинатальные и постнатальные пора-жения мозга), так и эндогенные (гене-тически обусловленная гиперактивность нейронных популяций).
Симптоматическая эпилепсия обусловлена различными заболевания-ми мозга (опухоли, нарушения кровооб-ращения, энцефалиты и т. д.)
Дифференциация представляет определенную сложность и, как прави-ло, врач вынужден ограничиться сбором анамнеза, осмотром и пальпацией мышц затылка. Иногда применяется старинное тестирование со свечой (реакция на от-крытое пламя) [2].
Возможные лечебные мероприя-тия обычно сводятся к назначению ан-тиконвульсантов (фенобарбитал, гекса-мидин и т.д.), а так же нейролептиков, малых транквилизаторов и антидепрес-сантов (хлорпромазин, диазепам, хлозе-пид и т. д.).
В дальнейшем врач лишь кор-ректирует дозировки, в большинстве случаев вынужденно их увеличивая в связи с учащением припадков.
В своей практике я не редко сталкивалась с тем, что больное эпилеп-сией животное испытывало серьезный психологический дискомфорт, как пра-вило, связанный напрямую с наруше-ниями в половом поведении. Известно, что этология псовых тесно связана с по-ловыми циклами.
Много раз приходилось обхо-диться без традиционных противоэпи-лептических средств. Успех лечения при этом целиком зависел от результа-тов анализа ситуации:
# В семье N одновременно со-держались два кобеля породы ротвей-лер. Один из них страдал эпилепсией с 9-месячного возраста. Содержание животных с ярко выраженным тер-риториальным поведением в тесных квартирах, само по себе, проблема-тично. В описываемой же ситуации владельцы, постоянно вмешивающие-ся во взаимоотношения двух молодых кобелей, (второй собаке в момент возникновения припадков у младшей было 2 года) еще сильнее усложняли ситуацию.
Выход, на мой взгляд, был только один: лишить соперничество собак почвы и изменить гормональ-ный фон у больного животного (по-вышение в крови уровня мужских по-ловых гормонов - частая причина на-рушения мозгового кровообращения [3]). Мною владельцам была предло-жена кастрация животного.
В послеоперационный период проводилось послеоперационное сим-птоматическое лечение, по оконча-нии которого все назначения были сняты.
Припадки более не возникали в течение трех лет дальнейшего на-блюдения.
Кроме приведенного выше слу-чая лечения эпилепсии с помощью ка-страции в моей практике было ещё 10, и в 8 из них, с применением различных методик, припадки удалось прекратить или снизить их частоту до 1-2 в год.
С эпилепсией у пациентов стал-кивался практически каждый ветери-нарный врач. Возможно, пользуясь страницами журнала, коллеги могли бы рассказать о принятых ими нетривиаль-ных решениях при лечении этого не простого в понимании заболевания.