На хирургическое отделение городского ветеринарного центра (ГВЦ) посту-пил травмированный молодой кот (6 мес.), найденный людьми в подвале. Он не мог передвигаться, т.к. при вставании сразу ложился, теряя опору на левую тазовую ко-нечность. Дефекация и мочеиспускание были сохранены.
Рис.1 Фронтальная проекция пояснично-крестцового отдела позвоночника кота. |
Постановка диагноза основывалась на серии рентгенограмм. Снимок во фронтальной проекции оказался малоинформативным (рис.1), что подтвердило необходимость боковой проекции (рис.2).
Объективно: косой перелом VI поясничного позвонка (дужка позвонка - тело позвонка). Каудальный фрагмент L6 за счет связок фиксирован к L7. Вентральное соединение краниального фрагмента L6 и дорсальное смещение каудальной части этого же позвонка. Спинномозговой канал деформирован (рис 2-а)
Возможно в подобном случае коллеги предпочли бы костно-пластический спондилодез [2] или ламинэктомию в случае сдавливания спинного мозга [5]. В данной же ситуации предпочтение было отдано одномоментной рециклинации (фор-сированное разгибание) с последующим дозированным вытяжением позвоночника.
Рис.2 Боковая проекция пояснично-крестцового отдела позвоночника кота | Рис. 2-а Увеличенное изображение фрагмента L5-L6 (С рис.2) |
Вентральная продольная связка позвоночника обладает большой эластиче-ской силой [3]. При компрессионно-оскольчатых переломах тел позвонков, благода-ря тому, что связка проходит от нижней поверхности затылочной кости до крестца и фиксирована на каждом позвонке [4], при рециклинации происходит вправление ко-стных осколков.
В данном случае в течение двух недель, ежедневно по 2 раза в сутки кота держали от одной до пяти минут в висячем положении за задние конечности. После каждого упражнения коту давали поочередно облепиховое масло или дрожжи. На следующую неделю процедуру сократили до одного раза в сутки. В дальнейшем, в связи с выраженным клиническим улучшением состояния, все упражнения были от-менены. Кот стал подвижным, начал бегать и прыгать. Иногда проявлялась скован-ность движения и боязнь прыжков на большое расстояние. Других внешних откло-нений в поведении и координации движений животного не наблюдалось.
Дорсальная продольная связка позвоночника фиксируется на дужках [4]. Дужки позвонков соединяются между собой желтыми связками, которые при пато-логическом состоянии (нестабильность позвоночника) гипертрофируются и могут выпячиваться в виде валиков в сторону позвоночного канала, оказывая давление на образования, расположенные в канале [3]. Это может объяснить поведение кота на данном этапе.
Клиническое обследование животного через два месяца после первого обра-щения не выявило ни каких патологических отклонений, жалобы по поводу само-чувствия кота со стороны владельцев отсутствуют. Произведена рентгеносъемка по-звоночника кота в боковой проекции (рис.3).
Рис.3. Боковая проекция пояснично-крест-цового отдела позвоночника кота через два месяца после рециклинации | Рис. 3-а. Увеличенное изображе-ние фрагмента L5-L6 (с рис.3) |
Объективно: практически правильная репозиция краниального и каудального фрагментов L6. Мощная костная мозоль в области вентральной позвоночной связки. Межпозвоночная рентгеновская суставная щель сохранена. Отмечается незначи-тельная деформация спинномозгового канала.
Наблюдение за котом в течение года после лечения не выявило отклонений в здоровье и поведении животного. Одномоментная рециклинация с последующим дозированным вытяжением позвоночника оказалась весьма целесообразной в дан-ном случае. Таким образом, описанный метод расширяет возможности ветеринарно-го врача в некоторых случаях травмирования позвоночника у животных.