Некоторые новые аспекты диагностики и лечения мочекаменной болезни.

Чуваев И.В., Кoсилова Н.Н., Голуб Я.В., Валеева С.В.; Санкт-Петербург, БНПЦ "ЧИН"

Ветеринарная Практика, 1997, - №1, С.25-32;

Мочекаменная болезнь животных и в частности кошек описана давно и тем не менее количество пациентов с течением времени не только не уменьшается но и имеет тенденцию к возрастанию. Основной этиологической причиной мочекаменной болезни являются механические факторы и частности образование кристаллов и конгломератов препятствующих нормальному прохождению мочи по мочевыделительным каналам. По результатам наших наблюдений, а так же по данным литературы (1) самцы страдают этим заболеванием значительно чаще чем самки. Более того особую группу риска среди самцов составляют кастрированные животные. Имеются так же сведения о породной предрасположенности и в частности это актуально для кошек персидской породы (2).

Ряд авторов указывает на вирусный характер данного заболевания (3,4,5), однако на наш взгляд более реальными причинами развития мочекаменной болезни являются все таки обменные нарушения и в частности нарушение водно-солевого баланса, что может являться следствием неправильного кормления. Инфецированность мочевыводящих путей так же по видимому может способствовать образованию кристаллов хотя наличие патогенной флоры далеко не всегда имеет место при мочекаменной болезни.

Высокий процент животных поступающих в нашу клинику с диагнозом мочекаменная болезнь ( более 50% от всех обращений с кошками), и довольно высокий процент рецидивов после лечения (не менее 40%) определили цели настоящего исследования:
1. разработка экспресс-метода ранней диагностики мочекаменной болезни.
2. поиск новых путей лечения и профилактики донного заболевания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

В исследовании было использовано 86 животных обоего пола, разного возраста и разных пород. При поступлении собирали подробный анамнез заболевания, проводили клинический осмотр и лабораторные исследования включающие в себя полный клинический анализ мочи. При клиническом анализе мочи определяли значения рН, количество белка, удельную плотность мочи, проводили микроскопические исследования связанные с обнаружением и дифференцировкой кристаллов, определяли количества глюкозы, кетоновых тел, уробилиногена, эритроцитов, лейкоцитов, плоского эпителия, а так же наличие бактериальной флоры, грибов, и простейших. Анализ мочи проводили по возможности в динамике.

Для лечения и профилактики рецидивов мочекаменной болезни, нами был использован низкочастотный импульсный генератор магнитного поля ( 6) . Источник накладывали на область мочевого пузыря и уретры, и в некоторых случаях на область почек. Курс магнитотерапии включал в себя 5-10 сеансов по 50 импульсов мощностью 50 мТл.

Метод основан на использовании воздействия импульсного электромагнитного поля низкой частоты. Теоретической предпосылкой использования данного метода было то, что имеются данные литературы ( 7 ) о мембраностабилизирующем действии магнитных полей определенной частоты и мощности. Кроме того электромагнитное излучение может, по видимому изменять физико-химические свойства жидкости, тем самым влияя на растворимость в ней различных веществ .

Эффективность магнитотерапии оценивалась в сравнении с методами традиционной терапии.

При поступлении животных в остром состоянии (отсутствие мочеиспускания 1-2 дня ) проводили катетеризацию с учетом рекомендаций доктора Ефимова А.Н. (8).

Все полученные данные обрабатывались с использованием критерия Стъюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как показали проведенные исследования, наиболее информативными для ранней диагностики мочекаменной болезни, были следующие показатели мочи: рН, количество белка, удельная плотность, и микроскопия осадка.

При микроскопическом исследовании мочи нами были обнаружены и идентефицированы кристаллы трипельфосфатов, мочевой кислоты, ураты, оксалаты кальция и фосфаты кальция. Из представленного спектра кристаллов наиболее часто встречались трипельфосфаты - комплексные соединения мочевины, магния и фосфора (таб. 1).

Таблица 1.
Частота встречаемости различных типов кристаллов в моче кошек больных мочекаменной болезнью (п=86); (%).

Трипельфосфаты Крист. мочевой кислоты Ураты Оксалаты Са Фосфаты Са
75 13 7 3 2
рН- 7,57+0,4 рН- 6.6+0.4 рН- 6.06+0.08 рН-8.0+0.2 рН-6.0+0.1

Как представлено в таблице, при мочекаменной болезни кошек в подавляющем большинстве случаев (75%) встречаются трипельфосфаты, этот факт подтверждается так же и рядом других исследователей ( 9). Примечательным на наш взгляд является то, что наличие трипельфосфатов было связано как правило со слабощелочной либо щелочной реакцией мочи ( рН от 7 до 9) при средних значениях 7.57+0.4. Присутствие оксалатов Са так же всегда было связано со щелочной реакцией мочи (рН 8.0 +0.2), в то время как наличие кристаллов мочевой кислоты, уратов, и фосфатов Са сопровождалось кислой реакцией мочи.

Говоря о мочекаменной болезни, нельзя не упомянуть о патогенной микрофлоре мочевыводящих путей. Как показали наши исследования, микрофлора может встречается в присутствии всех видов кристаллов и соответственно при различной кислотности мочи. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Встречаемость бактериальной флоры и грибов в мочевыводящих путях у кошек больных мочекаменной болезнью в зависимости от вида кристаллов (%).

Вид кристаллов Бактериальная флора Грибы
Трипельфосфаты 40 15
Кристаллы мочевой кислоты 47 26
Ураты 22 11
Оксалаты Са 75 0
Фосфаты Са 50 0

Из таблицы следует, что мочекаменная болезнь почти в половине всех случаев сопровождается наличием бактериальной флоры в моче, кроме того нередко встречается и микозное обсеменение. По данным литературы наличие бактериальной флоры при мочекаменной болезни встречается в 20% случаев (10).

Несмотря на то, что в наших исследованиях присутствие бактериальной флоры было в значительно большем проценте случаев, что возможно связанно с условиями и культурой содержания, с экологической и эпизоотической обстановкой, тем не менее тот факт, что бакфлора присутствует лишь у части животных, позволяет говорить о том, что наличие инфекции является все таки не причиной мочекаменной болезни, а ее следствием, на это указывают и ряд других авторов ( 11,12 ).

Помимо качественной дифференцировки кристаллов, нами был так же проведен и количественный учет. Животные у которых были обнаружены в моче трипельфосфаты были разделены на четыре группы по количеству обнаруженных кристаллов в поле зрения. В первую группу были отнесены животные у которых количество кристаллов не превышало 5 шт. в поле зрения, во вторую 5-10 кристаллов, в третью 10-15 и в четвертую более 15 кристаллов в поле зрения. У этих животных определяли рН мочи, наличие белка и удельную плотность (эти показатели были нами выбраны в предварительных исследованиях как наиболее адекватные задачам исследования). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 3.
Взаимосвязь рН, плотности и наличия белка в моче с количеством кристаллов трипельфосфатов в моче животных страдающих мочекаменной болезнью.

Группа рН Белок Плотность
Контроль 5.5+0.4 0.02+0.02 1.015+0.003
1 7.5+0.3* 0.7+ 0.4* 1.038 +0.005*
2 7.6+0.5* 1.8+ 0.3* ----------
3 7.5+0.6* 2.8+0.7* ----------
4 7.7+0.7* 2.7+0.6* ----------
Примечания: * - различия достоверные в сравнением с контролем.

Как представлено в таблице, моча клинически здоровых животных имеет кислую реакцию ( рН - 5-6) , белок отсутствует или встречается в следовых количествах и удельная плотность мочи не превышает 1.02 0. В то же время, изменение рН мочи в сторону защелачивания, увеличение содержания белка приводит к увеличению удельной плотности и появлению кристаллов. Следует отметить, что возрастание первых двух показателей ( рН и белок) практически всегда было связанно с появлением кристаллов, в то время как изменение только одного из них лишь в исключительно редких случаях было связанно с обнаружением трипельфосфатов. Отсюда можно сделать вывод, что пограничным условием для появления кристаллов трипельфосфатов в моче служит увеличение рН до 7,0 и выше при обязательном появление белка в моче в количестве 0,3 гр\л и более. На основании этого вывода можно говорить о ранней экспресс-диагностики мочекаменной болезни, а простота выполнения методики позволяет не только выполнить эту процедуру на дому у пациента, но и обучить этому самого владельца животного, что в свою очередь позволит вовремя принять привентивные меры и не допустить обострения заболевания.

Как следует из табл.2, увеличение белка на фоне щелочной реакции мочи свидетельствует не только о качественном показателе (появление кристаллов трипельфосфатов), но отчасти позволяет говорить и о количестве указанных кристаллов. Так при содержании белка от 0.3 до 1.0 гр\л мы с большой степенью вероятности можем говорить о том, что количество кристаллов трипельфосфатов будет оценено на (+) т.е до 5 штук в поле зрения, при содержании белка в количестве от 1 до 2 гр\л - на (++) т.е. до 10 в поле зрения и при содержании белка в моче от 2 гр\л и более количество кристаллов будет оценено на (+++) и более. Таким образом проведенные нами исследования позволили не только выделить пограничные условия образования кристаллов в моче, но и позволяют в некоторой мере оценить степень развития патологического процесса.

22 % кошек страдающих мочекаменной болезнью, имели кислую реакцию мочи (Табл.1), при этом количество белка в моче у этой группы животных так же было увеличено (Табл.3).

Таблица 3.
Зависимость рН, удельной плотности, и количества белка в моче от наличия кристаллов мочевой кислоты, уратов. и фосфатов Са в моче животных страдающих мочекаменной болезнью.

Группа рН Белок Плотность
Контроль 5.5+0.4 0.02+0.02 1.015+0.003
Мочевая кислота 6.6+0.4 2.5+1.1* 1.042+0.01*
Ураты 6.06+0.08 1.55+0.8* 1.038+0.007*
Фосфаты Са 6.0+0.1 0.65+0.2* 1.036+0.009*
Примечания: * - различия достоверные в сравнении с контролем.

Как представлено в таблице наличие кристаллов мочевой кислоты, уратов и фосфатов Са всегда сопровождалось кислой реакцией мочи и увеличенным содержанием белка, удельная плотность мочи так же достоверно превышала контрольные значения. Из данных таблицы следует, что на наличие белка в моче в количестве 0.4 гр\л и выше на фоне кислой реакции мочи может так же свидетельствовать об угрозе развития мочекаменной болезни с присутствием кристаллов кислотных соединений (мочевая кислота, ураты, фосфаты Са), однако для более точного прогноза крайне желательно иметь значения удельной плотности мочи. Если удельная плотность мочи выше 1.030 мы с очень высокой степенью вероятностью можем говорить о мочекаменной болезни с присутствием кристаллов кислотных соединений.

Вторая часть настоящего исследования была посвящена изучению возможности лечения и профилактики мочекаменной болезни с помощью низкочастотного электромагнитного излучения.

Обработке было подвергнуто около 50 кошек разного возраста, массы, и пола с подтвержденным лабораторными исследованиями диагнозом - мочекаменная болезнь. Среди поступивших животных 70% было в остром состоянии (полная задержка мочеиспускания от 1 до 3 дней), остальные 30% составляли животные у которых мочеиспускание было затруднено и болезненно, но общее состояние было еще достаточно удовлетворительным.

Как показали наши исследования, импульсная магнитотерапия легко переносится животными не доствляя им беспокойства и является совершенно безболезненной. Более того, нередко наблюдался седативный, анальгетический, и спазмолитический эффекты. Специфические эффекты представлены в таблице 4.

Таблица 4
Эффективность импульсной магнитотерапии в сравнении методами традиционной терапии.
Показатель состояния животного Традиционная терапия п=50 Импульсная магнитотерапия п=50
1. Процент летальных исходов 16 0
2. Процент случаев повторной катетеризации при поступлении животного в остром состоянии 64 6
3. Процент случаев улучшения мочеиспускания в течении первых трех дней для животных поступивших не в остром сост. 60 92
4. Процент рецидивов мочекаменной болезни в течении первых 3-х мес. 40 14
5. Число дней необходимых для полного снятия симптоматики мочекаменной болезни 15-17 7-8

Как представлено в таблице, использование электромагнитного излучения практически свело к нулю число летальных исходов при лечении мочекаменной болезни. Из 50 животных лишь двух подвергли эвтаназии по настоянию владельцев.

При поступлении животных в остром состоянии как правило требовалась неоднократная катетеризация в течении первых дней лечения, в то время как в опытной группе повторную катетеризацию проводили лишь в единичных случаях. Более того, в ряде особо тяжелых случаях, когда животному невозможно было провести катетеризацию по причине непроходимости уретры на всем ее протяжении, предварительное проведение магнитотерапии не только облегчало проведение этой процедуры, но иногда и позволяло обойтись без нее. По всей видимости это связано со спазмолитическим и анальгетическим эффектами. Следует так же отметить и тот факт, что после курса лечения МКБ с применением электромагнитного генератора, процент рецидивов снизился до 14%, в то время как при традиционной терапии рецидивы наблюдались в 40% процентах случаев, что соответствует и данным литературы (13).

Опыты проведенные in vitro, показали, что низкочастотное электромагнитное поле не приводит к механическому разрушению кристаллов, а соответственно нет опасности образования острых осколков кристаллов которые могут повредить эпителий уретры.

Таким образом проведенные нами исследования позволяют сделать ряд выводов:

ВЫВОДЫ

1. Распространенность мочекаменной болезни кошек составляет более 50% от всех случаев обращения владельцев кошек в клинику.
2. Подавляющее большинство страдающих мочекаменной болезнью составляют самцы - 76% , самки соответственно- 24%.
3. В 78% случаев, у больных мочекаменной болезнью встречаются щелочные кристаллы (трипельфосфаты-75% и оксалаты Са- 3%) , кристаллы кислотных соединений встречаются в 22% случаев (мочевая кислота- 13%, ураты-7% и фосфаты Са - 2%).
4. У клинически здоровых кошек моча имеет кислую реакцию (рН 5.5+0.4), белок отсутствует или встречается в следовых количествах, удельная плотность составляет 1.015+0.003.
5. Пограничными показателями развития мочекаменной болезни с присутствием щелочных кристаллов являются: рН - 7.0 и более при обязательном наличии белка в количестве 0.3 гр\л и более.
6. Пограничными показателями развития мочекаменной болезни с присутствием кислых кристаллов являются: рН - 6.2 и менее при обязательном наличии белка в количестве 0.4 гр\л и более.
7. Метод низкочастотной импульсной магнитотерапии показал достаточно высокую эффективность при лечении мочекаменной болезни, а учитывая безопасность и простоту в применении данный метод можно рекомендовать к широкому использованию.

Литература:

  1. Engle G.C. A clinic report on 250 cases of feline urological syndrome.// Feline Practice. 1977 v.7. p. 24-27.
  2. Chow F.C., Dysart D.W., Hamar L.D. Pathogenesis and etiology of urolithiasis // Comporative Aspects of Nutritional and Metabolic Disease., Boca. Raton. Fla. 1982. P. 46.
  3. Fabricant C.G., Urolithiasis- a review with recent viral studies.// Feline Practice. 1973. v. 3. p.22-30.
  4. Fabricant C.G. Herpesvirus induced urolithasis in specific-pathogenfree vale cats.// Amer. J. Vet. Res.1977. v. 38. p. 1837-1842.
  5. Foster S.J., The Urolithiasis syndrome in male cats - a statistical analyses of the problems, with clinical observations.// J. Small Anim. Pract. v.8. p. 207-214.
  6. Голуб Я.В., Мясоедов Р.В., Олесина А.И. и др., Устройство для электромагнитной терапии., Приоритетная справка по заявке № 50331411\14 от 10.03.1992
  7. Олесин А.И., Голуб Я.В., Возможности использования сложномодулированных биосинхронизированных электромагнитных полей для коррекции нарушений сердечного ритма.// Актуальные вопросы патофизиологии экстремальных состояний: Тез. Докл.научн.конф. -СПб. 1993 С.33.
  8. Ефимов А.Н. Рациональная тактика лечения мочекаменной болезни у котов. Сб. Наши пациенты комнатные животные. СПб. 1997. с. 7-9.
  9. Markell J. P., Buffington C.T., Feline lower urinary tract disease.// The Waltham Book of Clinical nutrition of the Dog and Cat. 1994. p.293-311.
  10. Barsanti J.A., Finco D.R., Feline urologic syndrome further investigation into etiology // J.Amer. Anim. Hosp. Ass. 1982. V.18. p391-395.
  11. Lees E.G. Feline urologic syndrome concepts and controversies.// Proc. AAHA. 1983. V.50. p.175-176.
  12. Lewis L.D., Morris M.L. Feline urologic syndrome causes and clinical manegement // Veterinary Med. 1984. V.79. 323-337.
  13. Durham R.M., Broom E.L. A therapeutic preventive for feline urologic syndrome.// Veterinary Medicine\Small Animal Clinical. 1983. p. 375-378. 1983.