АНАНДИН - ИММУНОМОДУЛЯТОР НОВОГО КЛАССА


Кузнецов А.Ф., док. вет. наук, профессор, член-корр. ААО, академик МАНЭБ, заслуженный деятель науки РФ, зав. Каф. зоогигиены СПГАВМ, тел. 294-11-86
Травкин О.В., канд. хим. наук, ст. науч. сотр. НИО "МЕДИТЭР", тел.450-57-00

Последнее десятилетие отмечено появлением широкого спектра разнооб-разных иммуномодуляторов как при-родного происхождения, так и синтези-рованных в различных лабораториях [1,2,5]. В 1990-95г.г. Травкиным О.В и Яковлевой Е.В. был осуществлен синтез нового иммуномодулятора - анандина, включающего в состав молекулы моди-фицированный сахар и гетероорганиче-ское соединение. Полное химическое название его - 1 диметиламония-3-[(3'-0-);1',2':5',6-ди-0-изопропилиден-a, глюкофуранозил]-пропан-2''-(акридин-9''-ОН-10''ил) ацетат, а сокращенное - глюкоаминопропилкарбакридон. Он представляет собой гигроскопичный, желто-зеленого цвета порошок горького вкуса, без запаха. Легко растворим в во-де, в спирте, практически нерастворим в эфире и хлороформе. Лекарственная форма анандина - это 10% стерильный водный раствор, который представляет собой жидкость зеленого цвета с рН 6,8-7,5, горь-кого вкуса.

Острую токсичность препарата изучали на белых крысах. При внутри-брюшинном введении анандина мышам LD50 составила 2308±22 мг/кг. Изучение острой токсичности анандина при внут-римышечном введении мышам также свидетельствовали о том, что в дозиров-ках в 125 раз превышающих терапевти-ческие - LD50 не выявляется. При внут-римышечном ведении крысам не уда-лось определить LD50 этого препарата в дозировках в 205 раз превышающих те-рапевтические. При внутривенном инъ-ецировании анандина белым мышам LD50 составила 1013±12 мг/кг.

Кроме того, были изучены неко-торые биохимические показатели крови у крыс при однократном воздействии анандина в терапевтической дозе. Опре-делялся ряд биохимических показателей крови, в частности, аланинаминотранс-фераза (АЛТ) и аспартатаминотрансфе-раза (ACT), билирубин и др. Уровень ферментов АЛТ и ACT в сыворотке крови животных позволяет су-дить о фи-зиологическом состоянии печени и сер-дечной мышцы. При токсическом воз-действии на печень и при разрушении печеночных клеток отмечают увеличе-ние фермента АЛТ в сыворотке крови, а при тяжелом поражении печени, на уровне органоидов клетки, на-пример, при разрушении митохондрий печеноч-ных клеток, в крови резко увеличивается содержание фермента АСТ.

В контрольных пробах сыворот-ки крови количество АЛТ соста-вляло 59,2±1,0 МIE, ACT - 61,8±2,1 МIE. Через 3 часа после инъ-екции анандина уровни этих ферментов в сыворотке практиче-ски не изменялись, то есть составляли: АЛТ 60,8 MIE, ACT - 64,3 МIE. Спустя 24 часа количество AJIT достигало 63,1±1,3 MIE, а ACT 67,5±1,0 МIE. Ана-лизируя полученные данные, можно констатировать: препарат не оказывает ярко выраженного эффекта на пе-чень и сердце.

Инъекция анандина не повлияла на уровень креатинина в сы-воротке кро-ви подопытных крыс. Этот показатель оставался ста-бильным по сравнению с контрольным значением, как через 3 ча-са, так и спустя сутки - 1,2 мг%. У кон-трольных животных содержание моче-вины в крови было 20,2±2,0 мг%, в то время как у подопытных отмечали сни-жение этого параметра на 22,3% и на 37,1% последовательно.

Следовательно, функции почек, сердца и печени при внутри-мышечном введении анандина не нарушены, то есть не выявлено токсическое воздействие препарата на жизненно важные органы.

Для анализа воздействия данного вещества на белковый и углеводный об-мен, были проведены исследования ко-ли-чества общего белка и глюкозы в сы-воротке крови подопытных крыс. Полу-ченные данные указывают на активиза-цию этих процес-сов через 3 часа после воздействия анандина на 7,8-20,7%%. Затем, спустя 24 часа, наблюдали стаби-лизацию белкового обме-на веществ и незначительное снижение углеводного -на 6,4 мг%. Достоверных отличий по уровню калия и натрия в сыворот-ке крови у кон-трольных и опытных животных не на-блюдали. Коле-бания этих показателей минерального обмена находились в пре-де-лах физиологических нормативов.

Для оценки состояния Т- и В-систем иммунитета нами было исполь-зовано комплексное изучение некото-рых иммунобиологических систем [3,4,6,7].

Наряду с определением относи-тельного содержания Т-лимфоцитов, также оценивали их функциональную активность в реакции бласттрансформа-ции лимфоцитов (РБТЛ) высокочувст-вительным радиометрическим методом с митогенами фитогемагглютинином (ФГА) и конканавалином-А (КоН-А). Ответ Т-клеток на эти митогены оцени-вался по числу областных элементов, митозов, включенного в ДНК клетки тимидина. Реакции с указанными мито-генами позволили получить функцио-нальную характеристику зрелых и мо-лодых форм Т-лимфоцитов, а также Т-лимфоцитов-супрессоров, регулирую-щих силу иммунного ответа и интен-сивность синтеза аутоантител зрелыми В-лимфоцитами.

Для характеристики В-системы иммунитета оценивали относительное содержание В-лимфоцитов и их функ-цию в РБТЛ с митогенами - ЛПС (липо-полисахарид E.Coli). Этот митоген вы-зывает не только митозы, но и продук-цию антител. Подопытным белым кры-сам внутримышечно вводили стандарт-ный водный раствор анандина в дозе 15 мг/кг массы тела 1 раз в сутки 3 дня подряд. Крысам контрольной группы вводили внутримышечно дистиллиро-ванную воду в том же объеме.

Относительное количество Т и В-лимфоцитов под влиянием анандина сравнительно с контролем существенно не изменилось. Напротив, функцио-нальные свойства Т-лимфоцитов, харак-теризующие активность функциониро-вания в РБТЛ зрелых форм Т-лимфоцитов (тест спонтанного включе-ния и с ФГА) и молодых форм Т-лимфоцитов (тест с КоН-А) возрастали в 2,3-2,6 раза по сравнению с контролем. Активизировалась также функция В-лимфоцитов более чем в 1,5 раза в тесте с ЛПС сравнительно с контролем. То есть, препарат значительно повышает функциональную активность клеточного и гуморального звена иммунитета.

Однако, функция Т-лимфоцитов-супрессоров в тесте спонтанной и инду-цированной супрессии под влиянием анандина значительно снижалась. По сравнению с контролем это снижение растянуто по времени в 2,5-1,6 раза. При этом следует отметить, что Т-лимфоциты-супрессоры блокируют раз-витие гуморального и клеточного имму-нитета, способствуя тем самым станов-лению иммунологической толерантно-сти, поскольку на долю Т-лимфоцитов-супрессоров приходится и функция ре-гуляции численного состава различных популяций лимфоцитов, поддерживая их постоянное соотношение. Кроме то-го, Т-лимфоциты-супрессоры контроли-руют и активацию аутоиммунных реак-ций, которые, как известно, являются производными В-системы иммунитета.

Следовательно, налицо факт, способствующий активации аутоим-мунных процессов в клеточном звене иммунитета - снижение функции Т-супрессоров. Причем активация ауто-иммунных процессов подтверждается также значительным возрастанием ак-тивности функционирования В-системы иммунитета в тесте с ЛПС, поскольку аутоиммунные процессы являются про-изводными В-системы иммунитета.

Для характеристики аутоиммун-ных процессов изучали уровень цирку-лирующего иммунокомплекса (ЦИК) учетом не только количественных, но и качественных параметров. При опреде-лении ЦИК применяли различные кон-центрации полиэтиленгликоля (ПЭГ), поскольку малые концентрации ПЭГ (2-3%) преципитируют лишь большие ЦИК, а тогда как большие концентрации ПЭГ (6-8%) преципитируют ЦИК боль-ших и малых размеров, не вызывая агре-гации свободных иммуноглобулинов.

Для опыта были отобраны также белые мыши, которым внутримышечно вводили анандин в дозе 15 мг/кг массы тела 1 раз в сутки 3 дня подряд, а мы-шам контрольной группы вводили дис-тиллированную воду в том же объеме. Исследования проводили на 9-й день с момента последнего инъецирования.

При построении стандартной кривой агрегированного гаммаглобули-на величины светорассеивания в 2% и 6% растворах ПЭГ существенно разли-чались, что свидетельствовало о нали-чии только мелких агрегатов белка, вы-являемых лишь при высоких концентра-циях ПЭГ (6%).

Анандин вызвал определенную активацию аутоиммунных процессов в опытной группе по сравнению с контро-лем. Однако, она не превышала допус-тимых пределов (0,07-1,20 ЕД). Следо-вательно, эту активацию можно рас-сматривать как защитный приспособи-тельный процесс, ответственный за про-цессы метаболизма на действие препа-рата. Защитная функция ЦИК на введе-ние препарата подтверждалась повыше-нием фагоцитарной активности нейтро-филов (клеточного звена неспецифиче-ской защиты) и концентрации компле-мента (гуморального звена неспецифи-ческой защиты), а также повышением функции Т- и В-лимфоцитов в тестах с митогенами. При этом активация ауто-иммунных процессов при метаболиче-ской направленности на препарат анан-дин происходила как за счет гумораль-ного, так и клеточного звена иммуните-та. Это явление подтверждается тестом с ЛПС и в спонтанной индуцированной супрессии с КоН-А.

Таким образом, проведенные исследо-вания позволяют утверждать, что ауто-иммунные сдвиги, возникающие при действии препарата анандин не дости-гают значений, позволяющих говорить об аутоиммунной агрессии, а носят при-способительный компенсаторный ха-рактер.

Совокупность приведенных вы-ше данных позволяет утверждать, что анандин относится к малотоксичным препаратам и обладает исключительно широким спектром биологического дей-ствия. Анандин оказался высокоактив-ным при заболеваниях, вызванных как ДНК-, так и к РНК-геномными вируса-ми, а также в отношении стафилококко-вых инфекций и ряда грибковых пора-жений.

Анандин в клинической ветери-нарной практике может быть рекомен-дован к применению при острых и хро-нических вирусных и бактериальных инфекциях, воспалительных заболева-ниях, для ускорения регенерации, при нарушениях иммунной защиты орга-низма, в частности, при чуме плотояд-ных, парвовирусном гастроэнтерите, ге-патите, вирусном конъюнктивите, рини-те, герпесе и других заболеваниях.

Литература

  1. Вейсман И.Л., Худ Л.Е., Вуд И.Б. Введе-ние в иммунобиологию // Пер. с англ. Е.В. Тархановской. М.: Высшая школа, 1983, 160 с.
  2. Ершов Ф.И.„ Жданов В.М. Индукторы интерферона. М., 1982, с.7-18.
  3. Кульберг А.Я. Антииммуноглобулины. М., 1978.
  4. Лазарева Д.Н., Алехин Е.К. Стимуляция иммунитета- М.: Медицина, 1985, 256 с.
  5. Ноздрин Г.А. Иммуномодуляторы в вете-ринарии // Тез.докл. к VII межгос. межвуз. конф. "Новые фармакологические средства в вете-ринарии", 1995, С .87-88.
  6. Петров Р.В. Иммунология и иммуногене-тика. М., 1976.
  7. Шубик В.М. Проблемы экологической иммунологии. Л., 1976.